Москва 

Супервизор как консультант

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Из моего доклада на Международном конгрессе "Интегративные процессы в большой психотерапии" Москва, ОППЛ 15-18 октября 2015 г.

 

Оказаться в роли супервизора, так или иначе, может любой опытный профессионал. Если вы работаете хотя бы десяток лет и имеете профессиональную репутацию, они появятся, молодые коллеги с требовательным взглядом и с жаждой знаний. Исходя из того, в какой затруднительной ситуации они оказались, вы будете выбирать из какой роли супервизора с ними взаимодействовать. Итак, принято считать рабочими, четыре роли супервизора:

Роль учителя, фасилитатора, консультанта и эксперта.

 

Супервизор как консультант  дает терапевту гибкую позицию, из которой они вместе могут концептуализировать представленный случай, рассмотреть проблему и принять решение, каким процессам следовать.

Если в роли учителя супервизор может “диагностировать” клиента, то в роли консультанта он скорее диагностирует терапевтическую систему — взаимодействие между терапевтом и клиентом.

Если при обучении и фасилитации позиции супервизора и супервизируемого в какой-то мере иерархически выстроены, то процесс консультирования — это процесс сотрудничества.

Супервизор-консультант особенно внимателен к функционированию системы, включающей терапевта и клиента, и к своей собственной роли внутри этой системы. Он держит в поле зрения все релевантные системы: расширенную систему клиента, системы клиента и терапевта и, по возможности, систему супервизор/терапевт/клиент.

метод консультирования — построение карты, или определение системы. Если целью супервизора в роли учителя обычно являются изменения первого порядка — увеличение или уменьшение чего-либо внутри системы, то супервизор как консультант часто оперирует на уровне изменений второго порядка — изменений, выходящих за рамки системных параметров.

Это “изменения в изменениях”, или мета-изменения: переход на другой уровень, скачок, разрыв, трансформация.

Итак, основные задачи КОНСУЛЬТАНТА:

  • заниматься системой «терапевт — клиент»;
  • оставаться в системе и в то же время не увязнуть в ней сохраняя способность ясно мыслить;
  • сотрудничать с терапевтом в проработке проблемы;
  • позволить терапевту в “свободном дрейфе” структурировать сессию;
  • экспериментировать с различными путями оценки и интервенции;
  • снабжать не ответами, а альтернативами.

Супервизор и терапевт вместе генерируют данные о “случае” и вырабатывают подходящие интервенции.

НЕСКОЛЬКО ПРЕДПИСАНИЙ, ЕСЛИ ВЫ ВЫБРАЛИ РОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА

1. Мыслите системно. Помните, что супервизируемый находится в едином диалектическом процессе с вами. Это означает следующее:

  • ваша рефлексия должна включать и вас самих;
  • супервизируемый не может двигаться вперед, если вы не двигаетесь вперед;
  • каждый из вас несет ответственность за достигнутую стадию супервизии;
  • вы оба изменяетесь внутри ваших собственных систем.

2. Помните свое место. Вы супервизор, а не терапевт; клиент — это клиент терапевта, а не ваш! Хотя, если терапевт наносит ущерб клиенту, на вас лежит этический долг вмешаться, переадресовать клиента или взять его на себя.

3. Мыслите стратегически. Фокусируйтесь не на том, «как измениться этому клиенту», а на том, «как измениться этому терапевту».

4. Сохраняйте открытость множеству гипотез.

 

Проводя параллель можно резюмировать, что когда терапевт чувствуют себя в тупике, мы выбираем:

  • роль фасилитатора, если проблема имеет личностный характер;
  • и роль консультанта, если проблема представляется системной.

Это значит, что при фасилитации наиболее адекватный объект воздействия — личность терапевта,

а при консультирование - это терапевтическая система.

 

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится после модерации. Благодарим за обратную связь!


Контакты

Г. Москва
Метро Таганская

Метро Римская

Улица Нижегородская

Дом 9 "в", офис 7

+7 903 160 7099

Схема проезда

© 2015 Психолог Алёна Гоциридзе. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора и с активной ссылкой на данный ресурс.

Поиск по сайту