Правовые аспекты психологического консультирования

«..Так, в столице действует Закон г. Москвы от 07.10.2009 N 43 «О психологической помощи населению в городе Москве».

Согласно вышеуказанному законопроекту психолог — это физическое лицо, имеющее высшее психологическое образование (с уровнем профессиональной подготовки не ниже специалиста), успешно прошедшее супервизию и/или стажировку, сдавшее квалификационный экзамен в порядке, установленном Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов, и являющееся членом саморегулируемой организации психологов. Однако не установлено, как будет проходить экзамен для психологов, представляющих абсолютно различные направления психологии, кем будет устанавливаться тарификация прохождения и сдачи экзамена и пр.

Профессиональных определений психолога на законодательном уровне на данный момент нет. Также не ясен круг обязанностей психолога, законодательно не установлены его права и обязанности, равно как и клиента. Если психиатр в своей практике может руководствоваться законодательством в области медицины, то правовой статус психолога довольно расплывчатый.

Деятельность психолога относят и к педагогической, и к медицинской. Между тем психолог, в отличие от психиатра, не является врачом. Если психолог не собирается заниматься обучением, то и педагогической такую деятельность назвать нельзя.» 

Автор: Железняк Н. 

Правовые аспекты деятельности психолога

 // ЭЖ-Юрист. 2013. N 43.

«..Профессиональная этика психолога регламентируется этическими стандартами, в качестве которых выступает кодекс.

Ведущая роль в разработке этических кодексов и контроле за их соблюдением отводится профессиональным психологическим сообществам, которые отвечают:

1) за разработку правил поведения психолога, определение должного этического уровня;

2) определение стандартов психологических услуг;

3) контроль за соблюдением этического кодекса, выявление нарушений и своевременное реагирование на них, а также критики и жалоб клиентов;

4) консультирование членов психологического сообщества по вопросам профессиональной этики;

5) ознакомление и обучение членов сообщества с новыми разработками в профессиональной психологической практике и апробацию инновационных методов психологической практики.

В настоящее время этические кодексы психолога разработаны и приняты профессиональными сообществами практически всех государств. Большое внимание в них уделяется профессиональному росту и профессиональной идентичности психологов-практиков, преподавателей психологических дисциплин и ученых-психологов.

Так, бельгийский и голландский этические кодексы считают главным аспектом формирования и развития этической компетентности психологов профессиональную  идентичность.

Американский психологический кодекс уделяет особое внимание угрозе двойной зависимости, к которой приводит «лечение» коллег, студентов, близких друзей и родственников психологов, что увеличивает риск злоупотреблений и может помешать специалисту выработать собственное профессиональное мнение.

Французский кодекс обращает внимание на то, что методы и критерии, применяемые в работе, психолог должен тщательно проверять с научной точки зрения, чтобы не оказаться в плену авторитетов.

Немецкий кодекс подчеркивает ответственность психолога за предвидимые научные и ненаучные последствия своих исследований, выбор наиболее адекватных методов.

Британский кодекс напоминает, что психолог должен стараться проводить исследования и осуществлять психологическую практику согласно высоким стандартам научной и практической добросовестности и честности.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Этический кодекс Британского психологического общества. Британское психологическое общество, имеющее в своей структуре комитет по этике, разработало кодекс, распространяющийся на всех психологов. Особое внимание в нем уделяется четырем темам.

1. Уважение прав и достоинства человека, обеспечение и охрана права, тайну личной жизни, конфиденциальность, самоопределение и автономию (в соответствии с профессиональными обязанностями и законами), равные права клиента вне зависимости от расы, религии или социально- экономического положения. Для любых психологических оценок, вмешательств, участия в исследованиях требуется информированное согласие клиента/испытуемого; все клиенты/испытуемые должны знать о том, что вольны в любой момент отказаться, не приводя оснований, от контактов с профессионалом или от участия в исследовании.

2. Компетентность — обеспечение высоких стандартов, максимальное использование знаний и опыта профессионала, оказание только тех услуг, которые он компетентен оказывать. Ответственность за постоянный профессиональный рост, отказ от практики в случае, если квалификация или способность составить суждения недостаточны.

3. Ответственность — предотвращение вреда, следование высоким стандартам, обеспечение того, чтобы услуги или знания психолога не использовались во вред или не по назначению, принятие на себя ответственности за необходимое продолжение оказания профессиональных услуг клиенту (подчеркивается, что ответственность не прекращается с формальным прекращением профессиональных контактов).

4. Честность в исследованиях, обучении и практике; точное указание на роль, которую играет психолог; обязанность объективно критиковать профессиональные действия коллег; признание необходимости точности в деятельности; избегание обмана, уважение к условиям контракта, должное внимание к финансовым последствиям профессиональных возможностей.

Целью этического кодекса Британского психологического общества является установление стандартов практической и исследовательской работы психологов, являющихся членами данного объединения, а также информирование и защита клиентов, обратившихся с жалобой на того или иного специалиста или за помощью (общество предусматривает процедуру рассмотрения жалоб). Все члены общества должны придерживаться установленных и принятых этических требований и принимать самостоятельные решения о применении их к конкретной практической и исследовательской ситуации с учетом возможных противоречий между различными аспектами профессиональной ответственности.

Психолог, нарушающий требования, изложенные в Этическом кодексе, может лишиться не только членства в Британском психологическом обществе, но и лицензии, разрешающей практиковать или заниматься научной и преподавательской деятельностью. Н. Форман и Р. Роулз описывают случай с практическим клиническим психологом, которого дисциплинарный трибунал Британской ассоциации психологов признал виновным в сексуальных домогательствах и сексуальной эксплуатации нескольких пациенток. Не было сомнений, что по отношению к пациенткам он вел себя неэтично, нарушая и Этический кодекс, и правовые нормы.

При обсуждении возникли разногласия: если бы данный психолог был исключен из ассоциации, то он бы имел возможность продолжать частную практику, поскольку в настоящее время в Великобритании нет закона о регистрации деятельности психолога. Поэтому трибунал принял решение оставить психолога в ассоциации, тем более что тот принял на себя обязательства в будущем не практиковать в качестве клинического психолога, и взять его деятельность под особый контроль и надзор.

Как и в других странах, в Великобритании не только действует кодекс для всех психологов, но и практикуется разработка этических требований согласно специализации психолога. Таков, например, Кодекс этики и практики Британской ассоциации консультантов, состоящий из двух частей и определяющий ведущие принципы консультирования, а именно ответственность, конфиденциальность, установление границ в отношении консультанта и клиента, доступность для клиента условий контракта на предоставление консультативных услуг, профессиональная компетентность, безопасность и самостоятельность клиента.

Большое внимание в кодексе уделено самому процессу консультирования и его результатам. Так, в нем записано, что консультант работает с клиентом до тех пор, пока не станет очевидным, что тот получил необходимую помощь. Данный факт или желание клиента завершить работу служит основанием окончания консультативного процесса. Если консультант прерывает консультативные отношения, не завершив работу, он должен принять меры по обеспечению заботы о неотложных потребностях клиента. Кроме того, при необходимости сделать перерыв в консультировании психолог-консультант должен подготовить к этому клиента и принять меры, обеспечивающие его благополучие в данный период.

Значимая роль отведена взаимоотношениям психолога-консультанта с коллегами, другими людьми и широкой общественностью. В частности, отмечается, что, если консультант обнаружил нарушения в действиях коллеги, он должен воспользоваться процедурой рассмотрения жалоб, сохраняя конфиденциальность и следуя принципам ответственности и честности.

Примечателен также тот факт, что членство в ассоциации консультантов не считается квалификацией и не должно использоваться в этом качестве в рекламных целях: объявлениях о консультативной практике, визитках и т.д.

С целью стимулирования профессионального мастерства и эффективности консультативной практики обязательным является участие консультантов в супервизии с опытным супервизором (консультантом), обладающим и понимающим как сам процесс супервизии, так и технологию ее проведения.

Этический кодекс Американской психологической ассоциации. Как отмечает И. Диянкова, в США существуют законы о психологической консультации, лицензировании специалистов, созданы формальные этические коды, на которые психолог не только может, но и должен опираться. Работают лицензионные и этические комитеты, которые следят за профессиональным поведением психологов, разбирают жалобы, поступающие от клиентов, их близких, а также коллег-психологов.

В США действуют различные профессиональные объединения: Американская психологическая ассоциация, Американская консультативная ассоциация, Американская ассоциация семейных и супружеских терапевтов и др. Каждое из них имеет собственный этический кодекс, которому обязаны следовать члены ассоциации. Этические нормы и принципы в разных штатах несколько различаются, но это не относится к вопросам, касающимся принципов ответственности, компетентности, конфиденциальности и др. Возможна специфика, к примеру, в вопросах лицензирования.

Большая часть психологов следует в своей деятельности Этическому кодексу Американской психологической ассоциации, первая редакция которого была принята в 1952 г. В его основу легли разработки Комитета по научной и профессиональной этике. Несколько раз он перерабатывался (в 1963, 1965, 1972 гг.); в настоящее время действует кодекс, принятый в 1992 г. Его цели — благополучие и защита отдельных людей и групп, с которыми работают психологи.

Основные требования к профессиональной деятельности психолога изложены в этических принципах, которым эта деятельность должна быть подчинена.

Кодекс содержит 19 принципов.

1. Ответственность. Психолог, принявший на себя обязанность улучшать взаимопонимание человека человеком, должен проявлять объективность и честность перед клиентом и стараться выполнять свою работу на самом высоком уровне.

Психолог-исследователь должен быть ответственным за результаты своего исследования: теоретическую и прикладную значимость; надежность выводов, подтверждаемых конкретными исследовательскими данными. Психолог-педагог ответственен за знания и навыки, которым он обучает учащихся и студентов, а также поддерживает высокие нормы своей эрудиции. Психолог-практик должен иметь высокий уровень социальной ответственности, так как от его работы зависит жизненное благополучие других людей.

2. Компетентность. Обязанностью психолога является поддержание высокого уровня собственной компетентности как перед клиентами, так и перед всем профессиональным сообществом.

Неквалифицированные психологи компрометируют психологическую практику. Если их деятельность не удовлетворяет требованиям квалификации, то им необходимо приобретать опыт под руководством квалифицированного специалиста. Квалифицированный психолог знает границы своей компетентности, не предлагает те психологические услуги, в которых он не является профессионалом, не использует технологии, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам.

3. Моральные и правовые стандарты. Психолог в своей практике руководствуется нормами и моральными требованиями общества, членом которого он является. Психолог понимает, что любое игнорирование с его стороны принятых моральных норм может привести его клиентов, учеников и коллег к личностным конфликтам и тем самым нанесет ущерб как репутации самого психолога, так и профессии, которую он представляет.

4. Ошибочные представления. Психолог обязан избегать ошибочных представлений о собственной профессиональной квалификации и компетентности, а также о тех институтах и организациях, с которыми он сотрудничает.

Психолог не должен использовать свои связи с Американской психологической ассоциацией или ее отделами в целях, которые не соответствуют тому, что она провозглашает.

Психолог не связывает себя и не позволяет использовать свое имя в связи с любыми службами или результатами исследований таким образом, чтобы это могло привести к неправильному представлению о нем, уровне его ответственности за них или характере связей.

5. Публичные заявления. Психолог в своих публичных заявлениях должен проявлять сдержанность, научную предусмотрительность и ясное понимание ограниченности тех знаний, которыми он располагает. Нужно избегать преувеличений, склонности к сенсациям, поверхностности и других видов неправильного представления.

6. Конфиденциальность. Психолог гарантирует сохранность информации, которая получена в ходе практики, исследования или обучения. Данная информация не подлежит разглашению до тех пор, пока не возникнут некоторые важные обстоятельства.

Конфиденциально полученная информация раскрывается только после тщательного обдумывания и в том случае, когда имеется явная и надвигающаяся угроза человеку или обществу, и только представителям соответствующих профессий или общественным лидерам. Психолог отвечает за информированность клиента о границах конфиденциальности.

7. Благополучие клиентов. Психолог уважает неприкосновенность и защищает благополучие человека или группы, с которыми он работает.

В Кодексе даны подробные требования к психологу, работающему на предприятии, в учебном заведении, клинике и других учреждениях и организациях. В частности, отмечается, что психолог ограничивает клиническую практику или консультацию, когда ему ясно, что клиент не извлекает из этого пользу. Когда возникает конфликт среди профессиональных рабочих, психолог заботится прежде всего о благоденствии всех клиентов и только во вторую очередь считается с интересами своей собственной профессиональной группы.

8. Взаимоотношения с клиентом. Психолог должен информировать клиента еще до работы с ним об основных сторонах потенциальных взаимоотношений, которые могут повлиять на решение клиента вступить в эти отношения с психологом.

9. Безличностное обслуживание. Психологическая работа в диагностических целях, для лечения или личной консультации проводится только в контексте профессиональных взаимоотношений и не предоставляется посредством публичных лекций или демонстраций, заметок в газетах или журналах, программ радио или телевидения, почты и другими подобными способами.

10. Объявления об обслуживании. Психолог должен придерживаться скорее профессиональных, чем коммерческих стандартов в отношении своей пригодности к профессиональному обслуживанию.

В частности, в Кодексе отмечено, что объявление об индивидуальной частной практике ограничивается простым сообщением имени, достигнутого профессионального уровня, статуса диплома или удостоверения, адреса, номера телефона, часов работы и кратким пояснением видов оказываемых услуг.

11. Внутрипрофессиональные отношения. Психолог честно ведет себя по отношению к коллегам в психологии и других профессиях.

Разъясняя положение данного принципа, в Кодексе в частности отмечается, что психолог не предлагает профессиональных услуг лицу, получающему психологическую помощь от других профессионалов, за исключением тех случаев, когда имеются соглашения с последними или когда связи клиента с другими профессионалами окончены.

12. Оплата. Финансовые вопросы в профессиональной практике психолога находятся в соответствии с профессиональными стандартами, которые обеспечивают интересы клиента и профессии.

В кодексе конкретизируются некоторые требования к оплате психологических услуг. К примеру, отмечается, что психолог не получает частным порядком плату или вознаграждение за профессиональную работу с человеком, получившим право на его услуги через институт или агентство.

13. Неразглашение теста. Психологические тесты и другие методы исследования, ценность которых отчасти зависит от неосведомленности испытуемого, не воспроизводятся и не описываются в популярных изданиях таким способом, который может сделать не валидным сам метод исследования. Доступ к таким методам ограничен теми людьми, кто профессионально заинтересован в них и гарантирует их использование.

Психолог отвечает за контроль над психологическими тестами и другими методами исследования, а также способами инструктажа, если их ценность может быть дискредитирована путем разглашения широким слоям общества их специфического содержания или лежащих в их основе принципов.

14. Интерпретация теста. Интерпретация тестов, равно как и материалы теста, передаются только тем лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.

15. Публикация теста. Психологические тесты предоставляются для коммерческой публикации только тем издателям, которые подают их профессионально и распределяют только среди тех, кто квалифицированно использует их.

16. Меры предосторожности в исследованиях. Психолог принимает на себя обязанности, касающиеся благополучия своих испытуемых — как животных, так и людей.

Отмечается также, что решение о проведении исследования должно быть продуманным и содействовать психологической науке и человеческому благополучию. Психолог должен нести личную ответственность за этику исследования, соблюдать меры предосторожности, обеспечивающие права участвующих в исследовании людей. Он должен информировать участников обо всех особенностях исследования, которые могут влиять на готовность человека принять участие в нем, уважать право человека отказаться от участия в исследовании. Информация, полученная об участниках в ходе исследования, является конфиденциальной.

17. Значимость публикаций. Значимость касается тех лиц, кто участвовал в издании, и определяется пропорционально их участию и только в соответствии с ним.

18. Ответственность перед организацией. Психолог уважает права и репутацию института или организации, с которой он связан. Материалы, которые подготовил психолог, работая в организации, являются ее собственностью. Психолог имеет право использовать или публиковать их в соответствии с правилами, установленными этой организацией.

19. Деятельность по продвижению. Психолог, связанный с созданием или распространением психологических приборов, книг и других видов продукции, предназначенных для коммерческой продажи, отвечает за обеспечение того, чтобы эти приборы, книги и другие виды продукции преподносились профессиональным и фактическим путем.

Некоторые психологи, ведущие исследования в области этики, как отмечает И. Диянкова, критикуют Этический кодекс Американской психологической ассоциации 1992 г. Особое недовольство вызывает стремление защищать не столько клиентов, сколько профессию. Другие, напротив, подчеркивают сильные стороны данного кодекса, считая, что он вполне справляется со своими основными задачами, а именно: учит и направляет психологов в процессе принятия этических решений; расширяет представления психологов относительно того, какое поведение, с точки зрения Американской психологической ассоциации, считается неэтичным, проводя таким образом профилактику этических нарушений; знакомит общественность с ценностями психологов и сферой их ответственности, помогает потребителям психологических услуг понять, в каких случаях поведение психолога считается неэтичным; проясняет взгляды ассоциации на стандарты поведения и практики таким образом, что лицензионные комитеты могут эффективно использовать кодекс для дисциплинарных процедур.

Так, согласно отчету Этического комитета за 2000 г., им было проведено 42 предварительных расследования поступивших этических жалоб, открыто 43 случая, в которых действия психолога расценивались как нарушение Этического кодекса. Из 42 рассмотренных случаев 11 впоследствии были закрыты за отсутствием этических нарушений, один направлен на дополнительное расследование, в 12 случаях психологам был вынесен выговор и (или) они были ограничены в членских правах, 18 психологов подверглись исключению из членов Американской психологической ассоциации.

Несмотря на все «за» и «против» изложенных в Этическом кодексе Американской психологической ассоциации требований к деятельности психолога, его берут за основу многие профессиональные сообщества психологов других стран.

Рассматривая этические кодексы профессиональной деятельности психологов, необходимо отметить попытку создания мета-кодексов и универсальных этических принципов деятельности психологов.

Так, Европейской федерацией психологических ассоциаций (EFPA), куда входит и Российское психологическое общество (РПО), разработан мета-кодекс этики.

Как отмечает Дж. Линдсей, потребность в его создании возникла в связи с тем, что кодексы существуют не во всех странах - участницах федерации, а между существующими имеются разногласия. Данный мета-кодекс был разработан инициативной группой федерации, сформированной в 1990 г., результатом разработки которого должен был стать общий кодекс этики для всех практикующих психологов Европы. За основу был взят свод этических принципов психологов скандинавских стран, а также Америки, Канады, Великобритании, Австрии, Германии и Испании. В мета-кодексе отсутствует ранжирование этических принципов по степени важности, как, например, в Этическом кодексе Американской психологической ассоциации, вместо этого подчеркивается взаимозависимость основных принципов.

В мета-кодексе рекомендуется обратить особое внимание на поведение психолога, которое должно определяться профессиональной ролью в рамках профессиональных отношений, как практика, ученого-исследователя или преподавателя.

Отмечается, что во взаимоотношениях психолога с клиентами и коллегами всегда огромную роль играет неравенство в знаниях. И чем значительнее это неравенство, чем сильнее влияние психолога на клиента — т.е. зависимость клиента от психолога, — тем большей должна быть ответственность профессионала за результаты своей деятельности.

Мета-кодекс неоднократно пересматривался, в частности, в 2005 г. в него были внесены новые нормы поведения психолога, уточнены некоторые положения, касающиеся защиты репутации профессии, взаимоотношения с клиентами, коллегами и др.

Попытку разработки общего кодекса предприняли и в Канадском психологическом сообществе. Так, в 2002 г. комитет под председательством Дж. Готье разработал Универсальную декларацию этических принципов для психологов. По сути, это международный этический кодекс, который, подобно мета-кодексу, представляет собой рекомендации по содержанию кодексов этики. В табл. 2.1 представлены базовые принципы, изложенные в мета-кодексе Европейской федерации психологических ассоциаций, и этические принципы Универсальной декларации.

В настоящее время психологическими сообществами активно используются и мета-кодекс, и Универсальная декларация этических принципов, и Этический кодекс Американской психологической ассоциации, и национальные этические кодексы.

Таким образом, психотерапия в России открывает много нерешенных вопросов, касающихся не только правил и стандартов взаимодействия с клиентами, но и проблемы касающиеся функционирования профессиональных сообществ психологов и психотерапевтов в России, квалификации практикующих психологов и вопросы,  касающиеся законодательной базы деятельности специалистов, оказывающих психологическую (психотерапевтическую )помощь в России.  

Профессиональную этику специалистов психологов/психотерапевтов регулируют этические кодексы, содержащие ряд общих положений: • профессиональная компетентность • уважения личности • не нанесения ущерба • конфиденциальность.

Правовое регулирование далеко не всегда может разрешить все сложные аспекты психотерапевтических отношений, возникающих при оказании медицинской помощи.  

Каждый случай нарушения этики психологами (психотерапевтами) индивидуален и требует рассмотрения специальной комиссией не только с точки зрения правовых норм, но и учитывая социальные, личностные и даже биологические факторы в отношениях клиента и терапевта.

Русский характер и «размывание границ». Территориальное пространство России очень велико. Оно отличается своей безграничностью, безмерностью и обширностью. Некая безграничность присуща характеру и психики русского человека. Бердяев так характеризует русского человека: «бездонная глубь и необъятная высь» и при этом низость, отсутствие человеческого достоинства, рабство, бесконечная любовь к людям, доброта и человеконенавистничество, склонность к насилию, смирение и наглость, обостренное сознание личности, безграничная свобода духа и «неслыханный сервилизм, жуткая покорность», инертность и «подавленность в органическом коллективе», безличный коллективизм (Бердяев, 1990,2007) [3, c.79]   «Пограничный комплекс» характерен для русской культуры, он приобрел форму и стал «комплексом богоношества» (Калиненко В.К. 2011).

Этот комплекс обуславливает неприятие границ, отвержение повседневности, среднего уровня культуры: для богоносного народа «земной закон» не может стать ограничительной рамкой. Такого уровня препятствия часто приводят к патологии переходного пространства с соответствующими последствиями: зависимостями, комплексами Обломова, «горя-злосчастья», «синдромом бабушки» (дефицитом третьего) и «задержавшимся детством» (недосепарированностью, фиксацией на подходе к Эдипу) [3, c.163]  

Характер русского человека похож на психику ребенка, который боится окружающих, жаждет развлечений, ждёт родителей, дорогих подарков на праздник, не умеет принимать решения и пока что ещё не знает, кто он такой. Возможно, такой ребенок будет вторгаться и нарушать «границы» людей, потому что он находится в состояние тревоги, страха, растерянности, волнений, зависимости.

Личность психологов (психотерапевтов), нарушающих «границы» в психотерапевтическом процессе.  Проблема профессионального отбора психологов и психотерапевтов является актуальной. Она включает в себя отсутствие разработанных критериев для профессии психолога и психотерапевта, отсутствие структурированного и апробированного диагностического материала для выявления профессионально непригодных будущих специалистов.

Личность психотерапевтов, нарушающих «границы» в терапии имеет многочисленные особенности, связанные с пограничными, а порой и психотическими нарушениями. Вот некоторые маркеры психологического портрета специалиста психолога (психотерапевта), склонного к нарушению «границ»: личность характеризуется наличием нарциссизма, тенденцией к установлению со-зависимых отношений, отличается низким уровнем рефлексии, ригидными «границами» личности, характеризуется неконгруэнтностью, неконтролируемой аутентичностью личности. Такой «специалист», как правило, имеет ограничение в контактах с окружающими, общение сводится к ежедневной коммуникации с клиентами.  

Gabbard G. выделяет четыре категории расстройств, под которые попадали психотерапевты, вступившие в сексуальные отношения со своими пациентами:

1. Психотические расстройства,

2. Хищническая психопатия и парафилии

3. Тоска по любви или

4. Мазохистическая капитуляция (Gabbard, 1994a, 1994b) [1, c.124].  

Обозначенные личностные нарушения у психологов и психотерапевтов необходимо выявлять на этапе подготовки будущих специалистов. В России зачастую те, кто хотят стать психологами (психотерапевтами), становятся ими, имея противопоказания к профессии. Считается, что курс личной терапии, который закладывается в программу, способен застраховать от критических моментов в работе с клиентами. Однако, это не так.

Этические комитеты в России.  Материал об этических комитетах, призванных регулировать права психологов (психотерапевтов) и клиентов обозначается в сети интернет ресурсов следующей информации:

1. Деятельности ЭК (цели, задачи)

2. Устав ЭК 3.Кодекс Этики

4. Правление

5. Исполнительный комитет

6. Регламент

7. Документы.  

Представленная информация находится на официальных сайтах Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии в России, Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Профессионального Сообщества Клиент-Центрированных Психотерапевтов, Российского психологического общества, Общества психоаналитической психотерапии, на некоторых персональных сайтах практикующих психологов (психотерапевтов) и на сайтах региональных сообществ.  

В целом, Этический Кодекс больше направлен в сторону медицины и биоэтики. Этике в психотерапии, психологии уделяется недостаточно внимания. Об этом свидетельствует и небольшое количество популярных статей в сети интернет: «Этические проблемы психиатрии, наркологии, психотерапии и сексопатологии» (А. Я. Перехов), «Этика в психиатрии» (Л. Н. Виноградова), «Профанация психотерапии» (А. Варга).  

В связи с этим наблюдается недостаточная разработка и просвещение российского общества в сфере нарушения этики психологами (психотерапевтами). Можно предположить, что многие важные проблемы, касающиеся нарушения «границ» психологами-консультантами (психотерапевтами) игнорируются или уделяется незначительное внимание профессиональными сообществами.  По каким законам происходит реабилитация психотерапевтов (реабилитация, ограничение практики, координация по реабилитации) и клиентов можно только догадываться.

Обсуждение на форумах сайта психологов вопросов этики зачастую осуществляется самими пострадавшими клиентами, пытающимися хоть как то найти единомышленников и поддержку. Становится важным профессиональный отбор в эту специальность, образование, включающее в себя знание моральных, правовых принципов и общественный, профессиональный и государственный контроль за лицами, оказывающими психотерапевтическую помощь. Большую роль в этом должны играть профессиональные сообщества и этические комитеты.

Однако , несомненно, что для реального, действенного контроля общество должно иметь не только правила, но и детально разработанные санкции за нарушения этих правил (например, официальное предупреждение, приостановление и отзыв сертификата, отказ в праве заниматься психотерапией и другие).  

Нуждаются в современной реорганизации и действующие этические комитеты страны: изменение структурных подразделений, занимающихся разработкой и реализацией программ, рекомендаций по реабилитации не только психологов (психотерапевтов), нарушающих этические аспекты деятельности, но и их клиентов.

Автор: Нестерова А,А

Отрывок и книги

 «Профессиональная этика психолога» 2О18г.

 ОППЛ комитет по этике и защите профессиональных прав

«..Профессиональное сообщество обязано строго следить за соблюдением профессиональных этических норм.

Для этой цели в Профессионально психотерапевтической лиге создан Комитет по Этике и защите профессиональных прав, организованы этические комиссии в региональных отделениях Лиги, работают представители Комитета в территориальных отделениях Лиги.

Основные задачи работы Комитета (региональных комиссий):

·       Защита пациентов (клиентов) от неэтичного поведения психологов, психотерапевтов и обучающихся психотерапии (практикантов).

·       Контроль над соблюдением членами ППЛ эталонов этичного поведения (стандартов), сопоставимых со стандартами ЕАП.

·       Разрешение конфликтных ситуаций как между специалистами внутри Лиги, так и/или психологами (психотерапевтами), не являющимися членами ППЛ.

Если Вы столкнулись со случаем нарушения этических принципов  на приеме у специалиста или являетесь свидетелем несоблюдения стандартов ППЛ, есть возможность вынести свой случай на рассмотрение Этического Комитета или региональной этической комиссии.

Заявка принимается в свободной форме по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Обязательно укажите Ваши контактные данные для обратной связи...»

Автор: Официальный сайт ОППЛ